Разрешение на установку памятника

На большинстве кладбищ Москвы и области любые работы по монтажу памятников, оград, цоколей, и других конструкций на месте захоронения, происходят по предварительному согласованию с администрацией. Это необходимо для соблюдения правил установки, предотвращения нарушения границ соседних участков, контроля безопасности материалов.

На каких кладбищах нужно получать разрешение

Обязательно нужно получение одобрения на всех кладбищах, находящихся в ведении ГБУ «Ритуал», это касается не только Москвы, но и Московской области. Во многих Подмосковных районах тоже требуется предварительное согласование с местными специализированными МКУ.

Выдача разрешений на установку памятников законодательно определена Правительством Москвы в постановлении № 323-ПП от 2017 года. Полный текст закона на сайте mos.ru.

Когда вы официально подаёте документы, сотрудники администрации регистрируют и архивируют их, выдают разрешение с печатью. У них будет храниться полное описание изделий: их размеры и использованные материалы, копия договора.

Опасайтесь заказа в мастерских, которые успокаивают клиентов тем, что «договорятся на месте», и «всё подадут за вас», последнее невозможно, и противоречит закону города Москвы. Для такого нужна генеральная доверенность на участок.

Если вам не предоставят полный пакет документов до монтажа, есть большая вероятность в будущем столкнуться со сложностями. Установка памятника не будет нигде зарегистрирована, что официально делает сооружения на участке самостроем, и открывает поле для спекуляций.

Руководствуйтесь простым правилом: если вы не видели полный пакет бумаг для установки памятника – значит его не было.

Список документов для получения разрешения

Основной объём по подготовке документации лежит на исполнителе работ, от заказчика, как правило, нужны только паспорта (гражданский и захоронения).

Выдача документов для разрешения на памятник

Предоставляется заказчиком:

  • Заявление о выдаче разрешения на установку надмогильного сооружения. Выдаётся и заполняется на кладбище.
  • Паспорт захоронения, оригинал и копия.
  • Гражданский паспорт ответственного за место погребения, или уполномоченного представителя.
  • Если заявку подаёт представитель, то должна прилагаться нотариальная доверенность.

Предоставляется подрядчиком:

  • Заверенные подписью и печатью подрядчика копии договоров на изготовление и последующую установку надгробного сооружения.
  • Актуальная выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Утверждённый перечень работников организации, которые будут непосредственно участвовать в монтажных работах.
  • Если привлекаются работники иностранных государств – копия патента или разрешения на работу.
  • Копии СТС для автотранспорта, который будет въезжать на территорию.
  • Сертификаты, подтверждающие безопасность материалов.
  • Эскиз всей намогильной конструкции с обозначением линейных размеров. Если планируется поставить более 3 элементов, прилагается проект с параметрами размеров и описанием проведения работ.

Получение разрешения в МФЦ (Госуслуги)

Во многих районах Московской области возможно подать заявление на установку памятника через портал государственных услуг, либо обратившись в МФЦ. Обращение отправляется в тот городской округ, где территориально располагается кладбище. При подаче заявления онлайн, решение нужно будет забрать в МФЦ, а перед его выдачей сотрудник сверит оригиналы документов с отправленными заявителем через портал госуслуг.

Решение выдаётся в течение одного рабочего дня, если подаётся до 18:00. Заявления, поданные после 6 часов вечера, или в выходной, регистрируются на следующий рабочий день. Эта государственная услуга бесплатна.

Список необходимых документов для обращения через МФЦ:

  • Паспорт заявителя, желательно взять с собой его копию.
  • Договор на изготовление и установку памятника, оригинал и одна копия.
  • Паспорт захоронения (удостоверение о захоронении), оригинал и ксерокопия.
  • Заполненное заявление о регистрации установки или замены памятника (надмогильного сооружения). Образец заявления можно скачать на сайте Госуслуг, либо его выдадут непосредственно при обращении в Многофункциональный центр.
  • Если обращается представитель заявителя, то в этом случает требуются документы, подтверждающие его личность и полномочия.

Срок действия

В день подачи заявление на выдачу разрешения регистрируется персоналом кладбища. Затем в срок до четырёх рабочих дней выносится решение об одобрении, либо об отказе. Заявитель оповещается по телефону, или SMS сообщением. В большинстве случаев разрешение представляет собой завизированный заведующим погоста бланк заявления. Для этого предусмотрен специальный блок в верхнем левом углу титульной страницы.

Срок действия согласия обычно составляет 1 месяц. Если в этот срок монтаж не состоялся (допустим из-за неподходящих погодных условий) возможна его пролонгация путём повторного обращения к заведующему.

Когда могут отказать в разрешении на установку

1) В случае, если указанные в договоре надмогильные сооружения (формальный термин для надгробий, оград и пр.) не соответствуют размерам захоронения.

Пример: участок имеет стандартный размер 180 × 200 см, а в смете значится изготовление и установка ограды 200 × 220 см. Налицо несоответствие паспорту захоронения и гарантированный отказ от заведующего погостом.

2) Собственник участка подаёт неполный пакет документов.

Например: в комплекте у заявителя есть эскиз и копия договора, однако отсутствуют данные на работников и автомобили подрядчика. Для администрации не понятно кто конкретно будет проводить монтаж и чью грузовую машину можно впускать на территорию.

3) Если заявитель не значится ответственным за место погребения, либо не является законным представителем, уполномоченным представлять интересы лица, ответственного за участок.

К примеру: в удостоверении на захоронение владельцем указан Иванов И.И. Подавать заявление приезжает его сын, который не имеет при себе официального подтверждения, что он уполномочен представлять интересы отца в администрации кладбища. Обращение принято не будет, ведь сын Иванова И.И., хоть и является близким родственником, в соответствии с законом не может принимать никаких решений относительно участка.

4) Несоответствие памятника архитектурному решению конкретного некрополя (при его наличии).

Это редкий вариант, так как очень небольшое количество кладбищ предъявляет подобные требования, одно из таких — Новодевичье в Москве.

5) Если участок имеет двух собственников, нужно личное присутствие и заявки от обоих. Подобное встречается на семейных могилах на старых погостах, таких как Ваганьковское.

Заявление на установку памятника: образец

Образец заявления на разных кладбищах может отличаться, поэтому мы рекомендуем заполнять бланк, взятый в местной администрации. В него входит следующая информация:

  • Имя заявителя (ответственного за захоронение).
  • Номер и дата выдачи удостоверения на захоронение.
  • Список работ, которые планируется провести (мы его предоставим).
  • Юридическое название организации, которая будет проводить работы.
  • Номер и дата договора с подрядной организацией.
  • ФИО умершего.
  • Срок, в который будут проводиться работы.
  • Номер акта осмотра участка, который составляет сотрудник кладбища.
  • Список предоставленного комплекта документов.

Специалисты гранитной мастерской «40 дней» накопили опыт взаимодействия с кладбищами по Москве и области, в плане выдачи разрешений на памятники. В 2017 году мы были в курсе разработки и принятия соответствующего акта властями Москвы, и оперативно подстроили рабочие процессы под новые требования.